Измайловский остров,
Серебряно-Виноградный пруд

Описание окружающей местности     

Среди истинно московских названий «Измайлово» занимает одно из самых почетных мест. В Измайлове расположены уникальные памятники зодчества, связанные со славными страницами русской истории, со временем, предшествующим I петровским преобразованиям.      
Это слово многое говорит не только сердцам историков, искусствоведов, архитекторов... Столь же дорого оно, скажем, ученым-биологам и специалистам по экологии и охране природы. Ведь здесь впервые в России, еще триста лет назад, начали культивироваться многие редкие, но необходимые для нас растения, проводились опыты по их селекции. С Измайловым связаны ранние, еще робкие попытки сбережения окружающей среды, воспроизводства растительного и животного мира...       
Моряки считают Измайлово колыбелью отечественного флота, а историки театра связывают с ним одни из первых в стране сценических представлений...       
Значение этого слова продолжает расширяться и в наши дни. Для тысяч москвичей Измайлово—название огромного жилого района рядом с самым обширным в Европе городским лесопарком, в котором и поныне живы традиции измайловской старины.

Отчетливо история Измайлова прослеживается со второй половины XVI века. В 1550 году молодой царь Иван IV решил поселить в Московском уезде "избранную тысячу"— 1070 дворян, составлявших опору царской власти. "Лучшие люди" в любой момент могли быть вызваны в Москву — для ответственных поручений. В "избранную тысячу" вошел и младший брат царицы Анастасии Романовны, окольничий и дворовый сын боярский        Никита Романович Захарьин-Юрьев. Иван IV щедро одарил "волостьми и селы" шурина и его мать Ульяну Федоровну.       
По данным писцовой книги 1573—1574 годов, в Васильцевом стане за Никитой Романовичем значилось вотчинное село Измайлово с деревнями Софроново,Мелепки, Брюхово и прилегают к ним пашнями и сенными покосами.      
В Измайлове он отдыхал от ратных дел, наблюдал за хозяйством, охотился.       Никита Романович Захарьин-Юрьев умер в 1586 году оставив семерых сыновей. По имени деда, Романа Юрьевича Захарьина, они стали носить фамилию Романовы.      
Родство Романовых по женской линии с царской семьей, популярность в народе внушали серьезные опасения Борису Годунову. В 1599 году Романовых обвинили в замысле отравить царя. Старший брат Федор Никитич был насильно пострижен в монахи под именем Филарета. Остальных братьев лишили имущества и отправили в заточение. Погибли в ссылке Василий, Александр, Михаил. Младший брат — болезненный Иван Никитич, по прозвищу "Каша". После двух лет ссылки он вернулся в Москву и прожил в отдалении от царского двора до самой смерти Бориса Годунова..      
При Лжедмитрии I Ивану Никитичу Романову была возвращена родовая вотчи на в селе Измайлове. Постепенно в "великое московское разорение" село у двух оживленных дорог опустело, обезлюдели и соседние деревушки, заросли пашни.       
С избранием на русский престол Михаила Романова Иван Никитич стал одним из самых близких к царю лиц и немедленно взялся за восстановление разрушенного хозяйства.      
В 1640 году Иван Никитич умер, оставив сыну, Никите Ивановичу, не только подмосковное Измайлово, но множество других владений и большие денежные средства. Современники считали Никиту Ивановича "первым богачом после царя".      
Алексей Михайлович вступил на престол, когда экономика страны все еще была подорвана Смутой. Россия медленно выходила из состояния опустошения. Особенно тяжело восстанавливалось сельское хозяйство в обезлюдевших центральных уездах.      
Работы по устройству необычной для патриархальной Руси хозяйственной вотчины начались в 1663 году и в Измайлове. Здесь предполагалось превратить сельское хозяйство в товарную отрасль и наладить мануфактурные производства. С полей, огородов, садов и скотных дворов Измайлова должно было поставляться продовольствие к царскому столу.     
Важную роль в устройстве измайловской вотчины играл один из самых близких к царю людей, боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Работавший "без устали, не мешкая", Матвеев представлял новый для средневековой Руси тип государственного деятеля. Он наблюдал за церковным строительством на Острове и в Ивановском приселке, опекал садовников — иноземцев, следил за присылкой растений из Украины. Его активный, напряженный труд был далек от идеалов православной старины.      
Сотни десятин земли расчистили под пашню. На первый посев взяли отборное зерно из закромов патриарха, но в последующие годы посевного зерна было достаточно, им снабжали и близких ко двору помещиков. Вместо обычной в XVII веке трехпольной системы запашки в дворцовых селах внедряли пятиполье. Сеяли не только привычные для Подмосковья рожь, овес, яровую пшеницу, ячмень, гречу, лен, мак, но и редко встречавшиеся яровую пшеницу, полбу, просо, коноплю. На границах полей строились скотные дворы, риги, гумна, амбары.       Нужны были рабочие руки, и царь повелел поселить в Измайлове около тысячи крестьянских семей из дворцовых волостей Костромского, Владимирского, Алаторского уездов. Переселенцы обосновались на пустоши Хоругово. Она стала называться Новым селом Измайловым или Новой слободой. Сейчас это застроенный многоэтажными домами район Никитинской улицы и части Сиреневого бульвара. До наших дней здесь хорошо сохранилась пятиглавая каменная церковь Рождества Христова. Ее композиция и детали наружного убранства типичны для московского зодчества последней трети XVII века.      
Отовсюду призывались в образцовое хозяйство лучшие знатоки своего дела.

Измайловский завод.
Конец XVII в. Бесцветное стекло. ГИМ Мысль о заведении стеклянного производства в Измайлове царь Алексей Михайлович вынашивал, по-видимому, еще в 1650-х гг., судя по его распоряжениям 1б5б-1б57 гг. комиссионеру, англичанину Ивану Гебдону, "вывести к Москве из Веницеи золы лутчей. в чем скляничные всякие суды делать на хрустальной цвет..." и прислать "земли, в чем делается веницейское стекло" и "мастеров склянишных самых добрых".      
Практически замысел царя начал осуществляться в 1668 г., когда на реке Серебрянке стали строить плотину и завод; который уже в 1669 г. выпустил первые изделия. В 1670 г. на заводе появляются мастера-"веницейцы" Ловис Моэт, Ян Арципухор, Питер Балтус, Индрик Лерин. Они прибыли, очевидно, из нижнерейнских земель; "веницейцами"' жe их называли потому что они работали в манере венецианских стеклоделов. Благодаря им сформировались первые художественные традиции русского стеклоделия; у них обучались русские мастера, многие из которых впоследствии открыли собственные стекольные заводы.       
В Измайлове выпускали в основном изделия "про обиход Великого Государя", т.е. для дворцовых нужд и царских подарков разным лицам. Ассортимент их, упоминаемый в документах, поражает изобилием форм (сулеи, кувшины для воды и цветов, ставцы, кружки, братины, чарки, кубки "с кровлями" и без них, рюмки, стаканы, фляги, блюда, тарелки, блюдечки, котлики, ведерки, мухоловки, сковородки, лампадки, подсвечники, чернильницы, кадочки, трости, аптекарские "скляницы", "потешная посуда") и разнообразием фактур (чешуйчатая, витая, сетчатая, клетчатая). Некоторые изделия украшались гравировкой, ма- стером которой был Матиас Ульман, или позолотой (самым известным "золотописцем" был Дмитрий Степанов).       
В 1710 г. Измайловский стеклянный завод был передан в Аптекарский приказ и перешел на производство исключительно аптечной посуды, время его закрытия точно неизвестно. Завод существовал и после 1711 г., но уже не был центром русского стеклоделия, который к этому времени переместился в Петербург. Однако влияние Измайловского стекла сказывалось на протяжении всего XVIII в. как в работах профессиональных мастеров-стеклоделов, так и в изделиях народных мастеров     

Измайловский мост построили в начале 1б70-х годов. Его длина — 106,5 м., ширина — 10,65 м. Основу моста составляли две параллельные кирпичные стены с арочными проемами для прохода воды. Для предохранения устоев моста в половодье вокруг 14 столбов набили мощные деревянные сваи и сделали подсыпку из щебня. Основания столбов, облицовка арок и парапета были белокаменными, парапет украшали цветные изразцы. Проезжую часть сделали из бревенчатого настила, закрытого плахами "байдашного теса". На берегу Острова мост заканчивался трехъярусной Мостовой башней, служившей предмостным укреплением.     
 В 1767 году Измайловский мост был разобран, до наших дней от него сохранилась лишь Мостовая башня на берегу Серебряного пруда. Ее композиция напоминает некоторые башни Московского - Кремля. Два квадратных в плане убывающих четверика венчает широкий восьмерик с шатром. Нижний ярус башни прорезан тремя широкими арочными проездами. Сквозной, с юга на север, обращен к Покровскому собору; коленчатый, с юга на восток, вел некогда к Измайловской плотине и мельнице Серебрихе.      
В первом и втором ярусе башни размещались стрелецкие караульни. Роль дозорной площадки выполняло гульбище над большим четвериком. Третий ярус служил колокольней Покровского собора. Отсюда мог быть подан и сигнал тревоги. Несмотря на суровое крепостное назначение, Мостовая башня нарядно декорирована. Особенно богаты наличники второго яруса — в виде кубышкобразных полуколонок, висячих гирек и кокошников. Гульбище и малый четверик сохранили пояса ширинок из цветных изразцов, изображающих райских птиц, павлинов, индюков среди листьев с ягодами и цветами. На углах малого четверика помещены дымовые трубы от утраченных печей в большой сводчатой палате второго яруса. Судя по описи 1687 года, венчающий башню шатровый восьмерик имел семь колоколов церковных, один колокол боевой и часы с перезвоном. Сейчас проемы, где находились колокола и часы, закрыты окнами.     
Изразцы, изображающие певчих и домашних птиц, составляли традиционный декоративный элемент русской архитектуры середины XVII в.     

Одновременно с Мостовой башней на месте деревянной Покровской церкви строился каменный пятиглавый Покровский собор. 15 мая 1671 года думный дворянин Артамон Сергеевич Матвеев заключил подряд с артелью каменщиков из костромских и ярославских сел. Артель возглавляли Григорий и Федор Медведевы. Поволжские мастера работали под руководством московского подмастерья каменных дел, стрельца Ивана Кузнечика.       
Строителям было предписано взять за образец Покровский собор в Александровой слободе. Но, повторяя схему четырехстолпного александровского собора и формы его позакомарного покрытия, мастера возвели здание, лишь отдаленно напоминающее праобраз. Собор в Измайлове без подклета, со ступенчатыми всходами с трех сторон. Четверик завершен пятью мощными главами. Только их луковичная часть имеет высоту 18 м. Вся же высота Покровского собора — 57 м.      
 "Освященное пятиглавие", внушительные размеры сближают Измайловский храм с Успенским собором Московского Кремля, архитектурный образ которого трансформировался в большинстве городских и монастырских соборов XVI— XVII веков.   
В 1673 году выходцы из Белоруссии ценинные мастера Игнат Максимов и Степан Иванов (Полубес) украсили верхнюю часть собора рельефными полихромными изразцами. Широкий карниз, центральные закомары и шеи глав заполнил фриз из 18 отдельных элементов под названием "павлиний хвост", "павлинье око", "репьи". Рапорт орнамента напоминал "глаз" на конце хвоста павлина или бутон распускающегося репейника. Такой рисунок распространен в привозных рытых бархатах и аксамитах церковных облачений и богатой светской одежды. Боковые закомары сплошным ковром устилают изразцы из белой, желтой, зеленой эмали и коричневой глазури. На ярких, будто залитых солнцем, плитках изображены крупные цветы — ромашки, гвоздики, львиный зев.      
К внутренней отделке Покровского собора привлекли живописцев и резчиков Оружейной палаты, ярославских, костромских и московских кормовых иконописцев, монахов Троице-Сергиева монастыря. Над пятиярусным тябловым иконостасом работали известные мастера резного дела Степан Зиновьев и Клим Михайлов, живописцы Василий Пузыревский, Иван Кислевский, Артемий Сазонов, Федор Свидерский, Карп Золотарев, Карп Иванов. Василий Познанский и другие. Храмовую икону "Покров Богоматери" написал Федор Зубов. Сергей Рожков выполнил "над сторонними дверьми стенное письмо на стенах".      
В центре четырехстолпного собора стояло расписное патриаршее место, обитое зеленым сукном. Между западной парой столпов были устроены хоры для членов царской семьи.  
Торжественное освящение храма совершил 30 сентября 1679 года патриарх Иоаким в присутствии царя Федора Алексеевича.       
В 1839 году Покровский собор существенно пострадал. На его северном и южном фасадах разобрали два высоких крыльца и к стенам вплотную пристроили два корпуса богадельни; еще один корпус выстроен у алтаря собора. В XX веке утрачено внутреннее убранство храма: от его иконостаса уцелели лишь десять сильно поврежденных икон из пророческого и праотеческого рядов.     

Остров создан в 1660-е годы, когда село Измайлово и входившие в его состав деревни, пустоши, леса и пашни стали дворцовым хозяйством царя Алексея Михайловича. Измайловский остров был парадным центром вотчины. В 1670-1680-е годы на нем выстроили величественный архитектурный ансамбль, включавший пятиглавый Покровский собор, многопролетный каменный мост с Мостовой башней и Государев двор. Уникальный комплекс частично сохранился до наших дней. Наряду с постройками XVII века здесь находятся здания Николаевской военной богадельни 1830-1850-х годов       "Первая царская ферма", предвосхитившая экономические преобразования петровского времени, давно привлекает историков.      
Вплоть до XIV века к востоку от Москвы простирался огромный бортный лес. Он принадлежал слуге великого князя Ивана Калиты, некому Васильцу. На полянах и опушках леса жили княжеские бортники, зверовщики, тетеревники. В XV веке лес частично вырубили, на местах порубок возникли селения, пашни. Обширная земля объединилась в Васильцев стан Московского уезда.      
По территории стана между Стромынской и Владимирской дорогами и протекала речка Серебрянка, которая в разное время звалась также Робкой, Фобкой или Измайлоикой. Она брала начало из лесного болота южнее Владимирки.      
Исследователи топонимики древней Москвы считают, что в основе названия села лежит фамилия его первых владельцев. В Московском государстве было два дворянских рода с такой фамилией. Первый вел начало от Ивана Шаи, наместника золотоордынского хана Батыя. В 1256 году бывший наместник перешел на службу к рязанскому князю. Внук Шаи носил имя Измаил, а его потомки стали зваться Измайловыми. Один из них в 1492 году удачно сражался под московскими знаменами против литовцев, за что и мог получить поместье вблизи Москвы.       
Второй род Измайловых происходил от литовского князя Марка Демидовича, который в XIV веке был на службе у князя Ивана Михайловича Тверского. Его правнук Измаил стал родоначальником других Измайловых.      

При Алексее Михайловиче на Острове все еще стояли старые боярские хоромы. Строительство же нового Государева двора началось в 1676 году, когда на русский престол вступил царь Федор Алексеевич.       
При нем было завершено строительство Покровского собора. При нем же была сооружена двухэтажная домашняя церковь царевича Иоасафа (1678 г.), примыкавшая к Государеву двору.       
Слабый и болезненный юный государь правил страной только шесть лет. Но это был широко образованный человек, проявлявший особую склонность к искусству архитектуре. В его царствование надстраивались башни Московского Кремля, перестраивались Кремлевский дворец и его домовые церкви, мастерские палаты, завершено строительство приказов, возводились загородные резиденции на Пресне, в селах Алексеевском и Воробьеве.       
Общий архитектурный замысел Измайловского Государева двора принадлежал еще царю Алексею Михайловичу Прямоугольный в плане закрытый двор размещался к западу от Покровского собора. В его юго-западной части предполагалось выстроить деревянный дворец с каменной домовой церковью, а по периметру каре расположить каменные служебные постройки.        
Хоромы и храм во имя индийского царевича Иоасафа были выстроены в 1676 - 1681 годах.       
Как сообщают письменные источники, двухэтажный дворец рубили "из муромского красного брусья в ус". Несколько отдельно стоящих клетей объединялись сенями и переходами. В 1687 году, когда сделана одна из первых подробных описей села Измайлова, дворец состоял из хором царей Ивана и Петра Алексеевичей, столовой палаты, "двойни" царевны Софьи, "четверни" царицы Натальи Кирилловны и "семерни" царевен.       
Оригинальность и новизна композиции, изысканное белокаменное убранство придавали храму особую гармонию и красоту. Еще в начале XX в, путешественники восхищались этим замечательным памятником Измайлова. ИАБунин писал о нем: "храм Иоасафа, нежно сиявший в небе среди голых деревьев позолотой, узорами, зеленью глав, в небе, которое было особенно прекрасно от кое-где стоявших синих и лазурных уголков". Увы, сегодня мы не можем полюбоваться церковью Иоасафа: она разделила участь тысяч храмов, варварски разрушенных в годы советской власти.      

25 февраля 1700 года дворец в Измайлове горел и в 1702 году был отстроен почти заново. Изображения нового дворца есть на известной гравюре Ивана Зубова "Измайлово": это уже не отдельные хоромы, а геометрически правильный компактный объем, завершенный башенкой с куполом и двуглавым орлом; каменный подклет дворца выкрашен "под кирпич", брусчатые стены покрыты белилами, наличники — ярью-медянкой, кровля — мумией.      
Государев двор занимал всю центральную часть Острова. Каменная ограда с парадными Передними и Задними воротами и службы по периметру двора были построены в 1682— 1683 годах.      

До наших дней сохранились парадные Передние и Задние ворота с шатровыми башенками. Когда-то башенку Передних ворот, ведущих с Государева двора к Покровской церкви, украшали голландские куранты, У ворот находились караульные помещения. В 1840-х годах по проекту К.А. Тона был заново сделан высокий парапет над нижним проездным ярусом.      
Архитектура ворот производит двойственное впечатление. В решении первого яруса ощутимо влияние западноевропейской архитектуры барокко. Широкий проезд располагается строго по центру нижнего яруса. Узкие боковые входы размещены симметрично по сторонам от него. Значение центрального входа подчеркнуто двумя парами белокаменных колонн на высоких четырехгранных постаментах. Гладкие колонны крепят и углы нижнего яруса. На сдвоенные колонны опирается архивольт, повторяющий арку главного входа. Такое дублирование конструктивной и декоративной арки широко использовалось в архитектуре барокко.      
Архитектурное решение второго яруса архаично. Строго по центру ворот поставлен восьмерик, завершенный шатром с окнами-слухами. Форма граненых восьмерика и шатра, треугольные наличники окон полностью принадлежат старомосковскому зодчеству. Такая стилистическая неоднородность в архитектуре одного сооружения наглядно иллюстрирует процесс освоения европейских традиций в московском зодчестве последней трети XVII столетия. Петр I бывал в Измайлове эпизодически. Для семьи же его брата царя Ивана Алексеевича Измайлово было главной загородной резиденцией. В 1696 году Иван V умер, и здесь осталась его вдова, царица Прасковья Федоровна (урожденная Салтыкова) с тремя дочерьми — царевнами Екатериной, Анной и Прасковьей. Измайлово стало приобретать черты обычной летней резиденции, в которой царило умиротворенное бездействие.      
4 февраля 1728 года в Москву на коронацию прибыл Петр II. После торжеств император не спешил возвращаться в северную столицу Двор обосновался в Москве, власть перешла к старой аристократии, в первую очередь, к Долгоруковым. В переезде двора из Петербурга не последнюю роль сыграли старые подмосковные охотничьи угодья. С февраля 1728 года по ноябрь 1729 года царь-подросток провел на длительных охотах 243 дня, почти 8 месяцев. А ведь были еще и мелкие выезды на 2-3 дня. "Где уж тут думать об ученье, о занятиях государственными делами!".       
Окрестности Измайлова часто были объектом его поездок..      
 19 января 1730 года император Петр II умер. С ним пресеклась мужская линия рода Романовых.      

Вскоре судьба Измайловского острова, как и других московских и подмосковных древностей, изменилась. Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала общий подъем патриотических настроений, сформировала представление о Москве как о национальном центре       
В ноябре 1837 года, находясь в Москве, император определил будущее Измайловского острова. Накануне 25-летнего юбилея победы над армией Наполеона Николай I принял решение о строительстве в Измайлове военной богадельни.      
Проектирование и наблюдение за строительством было поручено К.А. Тону.       По его плану к Покровскому собору 1б71-1б79 годов были вплотную пристроены с трех сторон главные трехэтажные корпуса богадельни. Таким образом он был превращен в домовый храм, и немощные ветераны могли легко посещать богослужения. Реставрация Покровского собора и строительство корпусов велись с 1839 по 1849 год. Освящение собора и корпусов состоялось в присутствии императора 12 апреля 1849 года. Открылась же Измайловская Николаевская военная богадельня 19 марта 1850 года.      

В 1840-1850-е годы основательно реставрировались Мостовая башня, Передние и Задние ворота и церковь царевича Иоасафа. В нижнем этаже храма, где раньше был престол во имя Всех Святых, устроен придел в честь небесной покровительницы императрицы Святой царицы Александры, а также парадные комнаты, на случай приезда в богадельню государя и членов великокняжеской семьи.      
Все обветшавшие строения Государева двора были разобраны. Новое строительство в границах бывшего Государева двора продолжалось более десяти лет. В 1855-1856 годах на месте царского дворца 1702 года по проекту М.Д. Быковского был построен корпус для семейных инвалидов (Офицерский).       
В 1859 году разбит сквер перед Покровским собором, а в его центре установлен чугунный фонтан. Тогда же, на средства купца Сорокина, выстроены и Чугунные ворота, оформляющие въезд в богадельню со стороны Серебряного пруда.      
После 1917 года военная богадельня была закрыта, и с 1926 года по начало 1970-х годов здесь существовал рабочий городок.

Текст с сайта http://www.geocaching.su
Заказать обратный звонок